Дирекция благоустройства Рязани приобрела дорожные машины для уборки города на сумму 63 157 896 рублей в ноябре 2020 года, сведения о контракте можно найти на сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Однако на качество расчистки улиц, тротуаров и дворов от снега прошедшей зимой, а также от песка и пыли наступившей весной этот факт никак не повлиял, что подтверждают многочисленные жалобы рязанцев — водителей и пешеходов.
Позже выяснилось, что купленная за огромные деньги и при странных обстоятельствах техника не соответствует задачам, которые стоят перед муниципальным хозяйством. Транжирству чиновников мэрии правоохранительные органы пока не дали оценку.
На заседании областного правительства в марте 2021 года губернатор Николай Любимов раскритиковал работу дирекции благоустройства Рязани и теперь уже бывшего заместителя главы горадминистрации ростовчанина Владимира Бурмистрова. Речь шла о провальной уборке снега, ямочном ремонте дорог и работе общественного транспорта — трех наиболее болезненных городских проблемах.
Бурмистров нашел объяснение каждой из них в обстоятельствах непреодолимой силы, признав однако трату средств областного бюджета на покупку осенью комбинированных дорожных машин «стратегическим просчетом». Очевидно, что свою долю ответственности за этот и другие просчеты в работе управления благоустройства должна нести и мэр города Елена Сорокина.
Говоря о промахах в уборке снега, чиновник в свое оправдание предъявил аномально снежную зиму. «Ну, наверно, просто мы не сталкивались с такими объемами осадков — с превышением в три раза», — жаловался на погоду бывший замглавы администрации. Он также обратил внимание на то, что расчистку затрудняют машины рязанцев, припаркованные на пути следования дорожной техники.
Автомобили стоят в соответствии с правилами дорожного движения, поэтому эвакуировать их не представляется возможным. Приходится связываться с собственниками через сотрудников ГИБДД и просить убрать авто. Весь этот процесс замедлял снегоуборочные работы.
Цена вопроса
Заявленная в контракте стоимость одной коммунальной машины — 10 526 316 рублей. Корреспондент РЗН. инфо выяснил, соответствует ли это рыночным ценам. Поскольку такая техника не рассчитана на массового покупателя и ее комплектация подбирается под конкретного клиента в соответствии с его потребностями, найти в открытом доступе прайсы оказалось довольно сложно.
Все сайты поставщиков рекомендовали уточнять цену при заказе. Лишь на одном была размещена реклама с приблизительными ценами, которые варьировались от 4 131 000 рублей до 6 228 000 рублей.
Руководитель отдела продаж Арзамасского завода коммунального машиностроения Евгений Сухарев рассказал, что в среднем единица техники с функциями уборки снега зимой и обработки асфальта летом стоит 6,5 миллионов рублей. В комплект входит бочка объемом 14 кубических метров, пескоразбрасыватель, гидроповоротный плуг для чистки снега и щетка для подметания.
Интересным оказался комментарий специалиста относительно комплектации, указанной в контракте администрации Рязани с поставщиком. В соответствии с пожеланиями заказчика в комплект навесного оборудования вошли: боковой плужный снегоочиститель, отвал межбазовый, передний плужный снегоочиститель, поливомоечное оборудование, распределитель жидких противогололедных материалов, распределитель твердых противогололедных материалов, щетка для мойки барьерных ограждений, щетка межбазовая, щетка уборочная задняя, щетка уборочная передняя.
Увидев такое явно избыточное разнообразие, Евгений Сухарев был очень удивлен. «Вы (если честно!!!) перечислили набор опций, которые не все сочетаются в одной машине. Но выбрав максимально возможное количество опций на машину, цена выходит где-то 8,5 миллионов рублей», — сообщил эксперт.
Можно только гадать, зачем администрации понадобилось покупать такую машину-монстра, большая часть оборудования которой заведомо будет простаивать без употребления.
Деньги на ветер
Самым удивительным обстоятельством покупки шести машин в более чем максимальной комплектации стало то, что в итоге они оказались городу не нужны. Не надо быть специалистом, чтобы на любом сайте поставщика подобной техники найти информацию, что «универсальные машины КДМ применяются для обслуживания городских и магистральных дорог».
Рязани же, как оказалось, на тот момент были крайне необходимы менее габаритные устройства для чистки дворов, тротуаров и парковок, которые всю зиму утопали в снегу настолько, что порой «на брюхо» садились даже мощные внедорожники, а пешеходы были вынуждены даже в центре города передвигаться «гуськом» по едва протоптанным тропинкам.
Отметим, что приобретенные дорожные машины обладают функцией «скоростной чистки», то есть способны сгребать снег на скорости 60 км/ч. Очевидно, что на улицах Рязани, с ее бесконечными пробками и припаркованными по обочинам машинами, мощной технике просто негде развернуться и продемонстрировать свои возможности. Дорогую, но бесполезную покупку за счет бюджета Бурмистров назвал «стратегическим просчетом».
Николай Любимов отметил, что у города комбинированных дорожных машин стало больше, чем у областного Автодора. При этом дороги по-прежнему всю зиму чистились очень плохо. В итоге глава региона недвусмысленно посоветовал мэру Рязани Елене Сорокиной «разобраться в ситуации и наладить работу грамотно».
«Если подрядчики могут дешевле и качественнее убрать, то надо больше подрядчиков привлекать, нежели дирекцию благоустройства города», — резюмировал губернатор.
При странных обстоятельствах
Стоит отметить, что обстоятельства сделки по покупке 6 машин на 63 миллиона рублей вызывают и другие вопросы, не связанные с функциональными характеристиками техники. Поставщиком по контракту стало мало кому известное ООО «ФГК», единственное заявившееся на участие в электронном аукционе.
ФГК — санкт-петербургское микропредприятие, в котором работают всего девять человек. Его основным видом деятельности является «торговля оптовая прочими бытовыми товарами». Кроме того, зарегистрировано 35 дополнительных видов деятельности, среди которых производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения, производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств, метел и щеток, оптовая торговля фармацевтической продукцией, ремонт бытовых приборов, домашнего и садового инвентаря, деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений. Такую информацию можно найти в открытых источниках.
Незадолго до совершения сделки с администрацией Рязани, в октябре 2020 года, были добавлены сведения о дополнительном виде деятельности — оптовой торговле автотранспортными средствами, кроме пассажирских. При этом большого опыта работы по госконтрактам у организации нет. За ней числилось всего шесть контрактов с пятью заказчиками, в том числе управлением благоустройства Рязани. Общая сумма по договорам — 63 933 865 рублей, львиная доля этих денег — 63 157 896 рублей — за поставку в Рязань коммунальных машин. Остальные контракты, если верить открытым источникам, заключались на относительно небольшие суммы — от 23 840 рублей до 246 240 рублей.
Директор ФГК прокомментировал сделку
Часть подозрений относительно обстоятельств и цен по закупке попытался развеять Евгений Алексеев — генеральный директор ООО «ФГК». Он сообщил, что его компания является представителем завода «Меркатор Холдинг» — крупного участника российского рынка дорожной и коммунальной техники в области проектирования и производства навесного оборудования. Евгений Алексеев и ранее сотрудничал с Меркатором, правда, заказы были не столь масштабные.
«Мы еще занимаемся поставками уборочного оборудования для внутренних помещений —поломоечных и подметальных машин. Они также есть у Меркатора, мы с ним сначала работали по этим позициям. Потом от наших клиентов стали поступать запросы на технику для внешней уборки, сначала на тракторы, малую коммунальную технику. Относительно недавно освоили поставку и крупногабаритной коммунальной техники», — рассказал гендиректор ФГК.
Техника на базе КАМАЗа с навесным оборудованием Меркатора и поступила в Рязань осенью 2020 года. Относительно ее стоимости Евгений Алексеев сообщил следующее: «Сама база — КАМАЗ — стоит в районе 4-6 миллионов. Навесное оборудование — отвалы, щетки, пескоразбрасыватели — тоже не дешевое. В техзадании была заявлена большая комплектация. Коммунальная техника — это не поломоечная машина, где все стандартно. Комплектация дорожных машин подбирается индивидуально».
Евгений признался, что опыт работы по госзаказам у компании небольшой. ФГК начала заниматься такими поставками в середине 2020 года. Тогда ей, как и многим другим организациям, пришлось переориентироваться «в соответствии с обстоятельствами рынка», искать новые ниши и бизнес-идеи. Предприниматель создал в компании тендерный отдел и начал искать аукционы, на которые может заявиться, и таким образом вышел на заявку рязанской горадминистрации.
«Тендерный отдел нашей компании нашел этот аукцион. Мы направили запрос Меркатору о возможности исполнения шести машин по представленному техзаданию. Они ответили, что могут изготовить такие машины и мы решили принять участие в аукционе. Да, заказ был крупный, но мы решились попробовать. Тем более у нас была поддержка со стороны производителя коммунальной техники. Взяли кредиты, чтобы было обеспечение заявки и контракта. Сейчас продолжаем пробовать, подаемся в другие тендеры», — прокомментировал Алексеев.
Гендиректор подчеркнул, что сам был удивлен, что кроме него на аукцион не заявилась ни одна компания. «Я лично этот аукцион вел. Могу заверить, что никаких иных договоренностей не было», — сказал руководитель ФГК, отвечая на вопрос о взаимодействии с администрацией Рязани в рамках исполнения контракта.
Закономерная отставка
Конечно, единственный участник и поставщик коммунальных машин по заоблачным ценам, превышающим 10 миллионов рублей за единицу, не будет публично свидетельствовать против себя. Но явная переплата и отсутствие потребности в такой комплектации могут говорить о наличии признаков халатности со стороны муниципальных чиновников. Редакция просит прокуратуру Рязанской области дать оценку действиям администрации города по этой закупке.
Добавим, что новая коммунальная техника на улицах областного центра не была замечена ни зимой, ни весной. Задачи городского хозяйства по-прежнему неторопливо решают небольшие тракторы и старые «непрокаченные» КАМАЗы.
При этом рязанцы продолжают дышать пылью, которая облаком поднимается при каждом порыве ветра. Несмотря на позитивные отчеты мэрии о проводимых субботниках, песком до сих пор засыпаны многие, в том числе центральные улицы города.
Свое негодование жители выплескивают в соцсети: одни заваливают новостные сообщества фотографиями неубранных участков, другие иронизируют на тему съемок в областном центре фильма о приключениях песочного человека, третьи выражают надежду на проливной дождь — единственный, по мнению горожан, эффективный инструмент в борьбе с грязью на дорогах Рязани.
Описанная ситуация — лишь один частный пример работы рязанского управления благоустройства. Закономерным итогом такого «высокопрофессионального» руководства стало увольнение в марте заместителя главы горадминистрации Владимира Бурмистрова. Его отставка стала очередной вехой кадровой революции, которая началась в области в 2021 году.
Возможно, после отставки ряда руководителей-варягов и назначения новых управленцев город наконец-то начнет преображаться и станет социально комфортным для каждого жителя. Но сможет ли новая рязанская команда, в том числе и недавно назначенный и.о. вице-мэра по ЖКХ, качественно работать в нынешней горадминистрации, возглавляемой Еленой Сорокиной, которая всячески поощряла в мэрии управленческие традиции и подходы, сформированные в духе околокриминального ростовского менеджмента?