Вск, 24
Пнд, 25
Втр, 26
ЦБ USD 102.58 1.9 23/11
ЦБ EUR 107.43 1.35 23/11
Нал. USD 101.50 / 102.00 23/11 16:30
Нал. EUR 105.87 / 107.00 23/11 16:30
Пришло время «Дружбы». История закрытия старейшего из рязанских кинотеатров
Недавние известия о закрытии старейшего действующего кинотеатра Рязани не оставило горожан равнодушными. Воспоминаниями о первых крупных кинопоказах, прокате, сладкой вате и уютных залах «Дружбы» сегодня готово поделиться не только поколение наших родителей, но и современная молодежь.

Недавние известия о закрытии старейшего действующего кинотеатра Рязани не оставило горожан равнодушными. Воспоминаниями о первых крупных кинопоказах, прокате, сладкой вате и уютных залах «Дружбы» сегодня готово поделиться не только поколение наших родителей, но и современная молодежь. Первые свидания, первые встречи со знаменитостями, первые показы в 3D — поход в кино становился событием. Для того, чтобы оценить значимость этого места сегодня, вспомним его историю.

По словам директора «Дружбы» Бориса Петрова, который вот уже больше 15 лет арендует здание у города, кинотеатр «Дружба» построили в 1959 году. По тем временам, вспоминает Борис Петров, это было «с размахом»: два этажа (все кинотеатры в Рязани на тот момент были одноэтажными), два просторных зала на 440 человек каждый, буфет. Киноиндустрия в стране тогда только развивалась, но уже стояла на третьем месте по доходности. Фильмы просматривали по нескольку раз, а кинотеатры превратились в основные центры общения. «Это сейчас в ресторанах и на дискотеках знакомятся, а раньше мы приглашали в кино, на танцы», — вспоминает Борис Дмитриевич.

Во время кризиса отечественной индустрии кино и проката, кинотеатры один за другим начали закрываться, превращаясь в мебельные магазины и универмаги. В 2000 году «на плаву» осталась только «Дружба». Сохранилась она благодаря бывшему директору Регине Резуновой, которая долго боролась за культурные ценности, считает Борис Дмитриевич. Придя в «Дружбу», он уже достаточно хорошо разбирался в кино, а от Регины Резуновой ему достались только девять киноаппаратов и счеты. Как только на рынке появились видеомагнитофоны, предприниматель продал все, чтобы закупить технику для кинозалов, компьютеры. Произвели одну реконструкцию здания, усовершенствовали звук, чуть позже последовала вторая реконструкция.

Таких финансовых вливаний, которые столичные инвесторы делали в торговые центры, маленькая «Дружба» никогда бы не смогла себе позволить

«Рязанцы нас тогда поддержали, и мы всем очень благодарны за это», — говорит Борис Дмитриевич, показывая фотоснимки начала 2000-х, где он жмет руки улыбающимся режиссерам и принимает награды и благодарности. У кинотеатра тогда не было конкурентов и на какое-то время он стал центром культурной жизни рязанцев. Здесь проходили всевозможные кинофестивали («Золотой витязь», «Сталкер», «Золотой орленок», Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов и другие), приезжало много прославленных российских артистов и режиссеров. Помимо этого кинотеатр нес и социальную нагрузку — отклик на просьбы предоставления площадей для своих мероприятий всегда получали детские дома, школы-интернаты, социальные службы. От всех них Борис Дмитриевич хранит целую папку благодарственных писем, отзывов и добродушных пожеланий.

Неравным соперником для «Дружбы» в 2008 году оказался первый «Люксор». Разумеется, современный мультикомплекс на базе новейшего цифрового оборудования, просторные залы, интерьер нельзя было сравнивать с «Дружбой». Новые технические возможности всегда привлекательны, считает Борис Дмитриевич. Таких финансовых вливаний, которые столичные инвесторы делали в торговые центры, маленькая «Дружба» никогда бы не смогла себе позволить, поэтому потеряла много зрителей. Но конкуренция в киноиндустрии — тоже двигатель прогресса. Она послужила стимулом для дальнейших обновлений и модернизаций.

Муниципальная принадлежность здания, конечно, усложняла задачу — договор аренды вносил серьезные ограничения возможных изменений. Ломать, разумеется, ничего было нельзя, поэтому массивные колонны на входе пришлось превратить в дизайнерский «египетский» элемент, а помещения оформить в стиле фараоновских дворцов. Новое оборудование было очень дорогим, поэтому покупалось исключительно в чередующиеся друг за другом кредиты.

После «Люксора» в Рязань пришли и другие крупные сети. С приходом еще нескольких крупных игроков «Дружбу» затмили масштабные и громкие премьеры и предпремьеры с участием звезд не только отечественного, но и мирового кинематографа.

Депутаты гордумы отменили для кинотеатра ежегодные преференции по арендной плате

Но даже с их появлением «Дружба» не изменила себе. Помимо премьер кинотеатр продолжал проводить фестивали, организовывать тематические вечеринки. Все эти мероприятия стабильно имели свою публику и преданных зрителей.

В прошлом году у Бориса Дмитриевича родилась новая идея — попытаться приватизировать здание и превратить его в инновационный цифровой планетарий с несколькими галереями для частных коллекций. Один из залов бизнесмен задумал сделать мультимедийным, приспособленным для массовых показов каких-то крупных мероприятий вроде Олимпиады или трансляций театральных показов (в последнее время в «Дружбе» очень полюбились прямые трансляции спектаклей из московского театра имени Чехова).

Проект Петрова быстро обзавелся заинтересованными инвесторами, но грянул кризис и от инвесторов так же быстро не осталось и следа. В феврале точку во всей этой истории поставила городская Дума. Депутаты отменили ежегодные преференции по арендной плате — с 1 июня Петрову предстояло платить 850 тысяч рублей вместо прежних 105. Коллектив кинотеатра, посовещавшись, единогласно пришел к выводу, что бороться дальше смысла нет. «Многие люди работали здесь с первых дней моего руководства. Они все видят, поэтому все понимают, что кинотеатр закрывается не потому, что мне так „взбрендило“, а из-за того, что пришло наше время. Рынок есть рынок, никуда от этого не денешься», — с улыбкой сказал Борис Дмитриевич.

Сегодня, по мнению предпринимателя, кинозалов в Рязани уже слишком. «Произошло то, что должно было произойти. Все кинотеатры выстроились примерно на одной линии и стало понятно: у кого круче торговый центр, туда народ и пойдет. Но интерес к зарубежным фильмам в связи с санкциями постепенно угасает, карманных денег у основной массы зрителей не остается (разумеется, я имею ввиду не тех, кто даже не заметил, что в стране кризис), глянцевые обложки становятся не для нас. Поэтому, я думаю, не мы последние», — размышляет предприниматель.

К закрытию «Дружбы» Борис Петров был готов давно и смирился

К закрытию своей «Дружбы» он был готов давно и смирился. Вещи в его кабинете уже несколько дней упакованы по картонным коробкам, в фойе кипят работы по демонтажу, на столе директора лежит самое дорогое — два альбома с фотографиями, накопившимися с момента его руководства кинотеатром. Почти под каждым снимком — от руки написанные пожелания в адрес кинотеатра от известных режиссеров, актеров. «Это память, самое дорогое», — говорит Борис Дмитриевич, бережно переворачивая страницы. На вопрос, чем бизнесмен планирует заняться дальше, с хитрой улыбкой отвечает, что «не пропадет». Новое дело несомненно будет связано с какой-то техникой последнего поколения, вроде 3D-принтеров. «Уже есть много мыслей по этому поводу, но всех секретов пока раскрывать не буду. Скажу вам одно: вы обо мне еще услышите и встретимся мы еще не раз — так же будете брать у меня интервью, только при других обстоятельствах», — уверен Петров.

По его просьбе в своем материале мы выражаем рязанцам большую благодарность от коллектива «Дружбы» за то, что «они все это время были с кинотеатром».