Начавшиеся в конце декабря обильные снегопады, традиционно стали сюрпризом для рязанских коммунальщиков. В ответ губернатор Николай Любимов пригрозил уволить неповоротливых чиновников, а мэр города Елена Сорокина сама взялась за лопату, признав, что она не сахарная.
Мэр с лопатой
Мэр города за лопату взялась не сразу. Сильные снегопады начались в Рязани с декабря. Почти месяц градоначальница ежедневно, а иногда и по два раза ездила по городу со своим заместителем по ЖКХ и группой товарищей из дирекции благоустройства города. Дворы и улицы, где появлялась мэр со свитой, расчищали, но одновременно засыпало остальной город. К середине января каждый второй комментарий на страницах губернатора, Сорокиной и в группе администрации Рязани был о плохо убранных улицах и дворах. И тогда мэр в день рождения, 16 января, вооружилась лопатой и сделала селфи.
Какого эффекта хотела добиться Сорокина, сказать затруднительно. Однако рязанцы порыв мэра не оценили, они продолжали писать в комментариях, что градоначальник должен заниматься стратегическим руководством и координацией работы сотен чиновников. Рядовые граждане откликнулись в соцсетях саркастическими комментариями, где называли происходящие «показухой».
Дворник на связи
Губернатор в свою очередь решился на нестандартный ход.
На личных страницах Николай Любимов опубликовал свой телефонный разговор с дворником Алексеем Горошкиным. Глава региона поинтересовался у специалиста причинами плохой уборки снега в Рязани и выяснил, что у дворников низкая зарплата и некачественные лопаты.
Инвентарь в дирекцию по благоустройству привезли на следующий день, но понятно, что глобальной проблемы экстренные поставки решить не могли.
Тракторы и разгильдяи
Еще одна проблема, которую озвучил дворник губернатору — это скромная зарплата. Молодежь не готова работать метлой и лопатой за 18-20 тысяч рублей.
Любимов на заседании правительства поручил повысить жалование дворникам. Возможно, служащим муниципальных предприятий его вскоре поднимут, но вот частным управляющим компаниям распоряжение губернатора явно не указ.
Еще более парадоксальная ситуация складывается со спецтехникой. Официально новые тракторы закупают чуть ли не ежегодно, но с последствиями январских снегопадов одновременно борются не более 60 единиц транспорта. Для сравнения в соседней Туле на улицы ежедневно выезжает 121 снегоуборщик, а в Тамбове — 119. Причем площадь обеих городов значительно уступает Рязани, а бюджетные возможности муниципалитетов сопоставимы.
Из-за дефицита спецтехники труднопроходимыми становятся не только внутридворовые дороги, но даже выезды с платных парковок. Например, 18 января стоянку в самом центре Рязани на площади Ленина завалило снегом, а часть автомобилей просто застряла в сугробах.
На бумаге мэрия значительно продвинулась в решении этой проблемы. В середине января бюджетное учреждение «Дирекция благоустройства города» и оператор платных парковок «Ростелеком» заключили договор на два года на сумму 6,8 млн рублей.
Кажется, что сумма большая. На нее дирекция по благоустройству должна не менее девяти раз в месяц, а с апреля по ноябрь не менее восьми раз подметать и мыть от грязи 2426 парковочных места в центре Рязани.
Большой вопрос — позволит имеющаяся техника выполнить эти обязательства или нет. На момент публикации статьи, сугробы на платных парковках в центре Рязани достигли человеческого роста.
Любопытно, что в конце 2021 года «ДБГ» закупила шесть небольших тракторов по уборке снега, но к середине января зарегистрировали лишь один. На остальные пять паспорта получили после публичного разноса от Сорокиной.
Пиво вместо сугробов
Тем временем, рядовые горожане, не надеясь на управляющие компании и помощь властей идут ва-банк.
В Рыбном на продажу выставили… снег. Соответствующую информацию разместили на Avito. Автор объявления указал цену в 500 рублей, но уточняет, что отдаст снег в дар или за бочонок пива. Снег предлагается забрать самовывозом. Правда куда везти сугробы не совсем понятно.
Дело в том, что наряду с нехваткой персонала и техники, в Рязани и окрестностях не первый год есть трудности и со складированием снега. Единственного активно работающего полигона в Хамбушево явно не хватает для вывоза сотен сугробов изо всех районов города. Предложение мэра Сорокиной снизить для управляющих компаний стоимость талонов для приема снега едва ли спасет ситуацию.
Рязанцы жалуются, что на стройплощадки или в овраги сваливают вывозимый снег. Теперь весной часть снега с пескосоляной смесью и химикатами для обработки дорог попадет в водоемы.
Во многих российских городах схожие проблемы решают с помощью строительства снегоплавильных пунктов. В Рязани создание такого объекта обсуждалось три года назад, в январе 2019 года, в администрации даже назывались конкретные сроки, но планы остались только на бумаге.
Нечистящая сила
Никакие угрозы со стороны начальства в адрес дирекции по благоустройству города или управляющих компаний, не смогли заставить их хорошо работать. Глава областной жилинспекции Геннадий Шмидт заявил, что нарушения выявлены у каждой второй управляющей компании Рязани, а 45 из них оштрафуют на общую сумму 11 млн 250 тыс. руб. Другое дело, помогут ли эти санкции очистить дороги от почти непролазной снежной каши.
Машины, в том числе «Скорая помощь», по-прежнему буксуют во дворах, рязанцы из-за падения на лед получают травмы различной тяжести. Более того, из-за неубранных обочин и тротуаров стали возникать трагические ДТП. В больнице скончался рязанец Константин Нурмухамбетов. Туда он попал с множественными травмами и кровоизлиянием в мозг.
В ночь с пятницы на субботу, 22 января, юноша возвращался домой по улице Новоселковской.
«Он шел по правилам, навстречу идущему транспорту. Идти приходится по проезжей части, так как другой дороги нет, тропинок нет, все завалено снегом. Костю сбил автомобиль, который как раз ехал ему навстречу», — рассказала сестра пострадавшего.
Рязанка отметила, что вдоль дороги нет не только тротуаров, но и освещения. Она рассказала, что неоднократно жаловалась через Госуслуги на то, что поселок Мирный плохо чистят, но реакции никакой не последовало. Даже после ДТП девушка прислала фото с нечищеными обочинами. А ее брат 27 января умер от полученных травм.