В полдень, 6 апреля, родители рязанских школьников дружно взялись за корвалол, а в многотысячных чатах воцарилась бессмысленная паника.
«У вас получается зайти на сайт?», «Где же мы будем обучаться?», «Ничего не открывается!» — гудели мессенджеры. «Что делать-то?» — стонали рязанцы.
Так родители встретили начало дистанционного образования в Рязанской области.
Час «икс» настал
Планировалось, что утром 6 апреля учителя загрузят в сеть задания, а с 12 часов на сайт зайдут дети и начнут обучение. Как говорила министр образования Ольга Щетинкина на родительском собрании онлайн, в регионе подготовлены цифровые платформы, которые позволят в удаленном режиме наладить работу с педагогами. Ставку делали на региональную систему дистанционного образования (РСДО).
Предполагалось, что на платформе учителя выложат видеоуроки с объяснением новых тем, там же дети смогут видеть домашние задания, проходить тесты. В общем, обычная история для 2020 года. Родители ждали дня «икс» с интересом. Многие отнеслись к «дистанционке» скептически, но часть была убеждена — время у министерства было, за несколько недель можно технические вопросы решить. И те, и другие зарегистрировали детям личные кабинеты в РСДО и стали ждать.
Как выяснилось, напрасно. После того, как 6 апреля РСДО просто не заработала, школы в срочном порядке перешли к плану Б. По всей видимости, он обсуждался в правительстве, так как даже в минобре в идеальную работу региональной платформы не верили. Ольга Щетинкина на родительском собрании онлайн осторожно отмечала, что с дистанционной системой «могут возникнуть технические сложности».
Платформа есть, но она не работает
Второй вариант дистанционного обучения — «Система БАРС». С ней рязанские родители и учителя уже знакомы, грубо говоря, это электронный дневник и электронный журнал.
«Системой БАРС» изначально предполагалось пользоваться одновременно с РСДО. Но раз региональная платформа оказалась не жизнеспособной, вся надежда оставалась на прочность федеральной.
После пары часов родительской паники и споров в мессенджерах к обеду первого дня «дистанционки» от классных руководителей стала приходить информация. Если говорить коротко, родителей призвали успокоиться, привести в чувство детей и зайти в электронные дневники. Сделать надо было это исключительно через Госуслуги. После этих просьб родители «положили» сначала «Систему БАРС», а потом на короткое время и Госуслуги. Те счастливчики, которым поддался БАРС, выкладывали скриншоты заданий в чаты.
Так началось дистанционное обучение детей в регионе.
Пишет Пельмень, отвечает Жмых Пожилой
Здесь надо вспомнить, что российские учителя (и Рязанская область не исключение) в большинстве пенсионеры. Для многих из них синоним слова «интернет» — соцсеть «Одноклассники». И вот им предстояло формировать уроки онлайн: давать новый материал и проверять домашние задания. Общая платформа должна была помочь в том числе и им.
Теперь же учителя, оставшись один на один с электронным дневником и журналом, стали придумывать, как обучать детей. Большая часть педагогов в первый день «дистанционки» прислали ученикам только задания без объяснения тем, некоторые прикрепили ссылки на видеоуроки с общероссийских ресурсов, лишь единицы пообещали встречаться с детьми онлайн в сервисе Zoom и отправили детей регистрироваться на платформах типа «ЯКласс». Старшеклассники воспользовались царящей неразберихой среди учителей и растерянностью родителей. Так, в классных чатах с педагогами, куда планировалось присылать задания, появились ученики под шутливами именами. Учителя схватились за голову: надо было вычислить своих детей среди ников типа «Жмых Пожилой» и «Пельмень».
Фотографируйте «домашку» и отправляйте в Viber
Каждый учитель воспользовался тем сервисом, каким ему удобно. В смарфонах родителей и детей появились многочисленные вкладки и напоминания. Например, в WhatsApp чат с педагогом по географии, в Viber — по русскому язвку и пара бесед «ВКонтакте» с учителем по истории и математике. Ответы на задания кому-то необходимо отправлять по почте, а кому-то просто фотографировать «домашку» и отправлять ее в мессенджеры.
«Мы понимаем, что некоторым по ряду причин образовательный процесс пока не доступен, поэтому сейчас прорабатываем меры, как вовлечь абсолютно всех в этот процесс», — прокомментировал первый день дистанционного образования зампред регионального правительства Роман Петряев.
От обтекаемых фраз первых лиц области проще родителям не стало. «Мы еще хлебнем с нашей „дистанционкой“», — писали они под вечер в остывающих от возмущений чатах.