Три недели назад, рано утром в пятницу, 24 июня, в Рязани разбился военно-транспортный Ил-76. Пожар начался еще в воздухе, самолет совершил жесткую посадку в пойме реки Плетенка. Пятеро членов экипажа самолета погибли, а четверо чудом остались в живых. Версия крушения, которую военные озвучили спустя несколько часов после аварии — неисправность двигателя.
Понятно, что Минобороны проведет расследование ЧП, но подробности разбирательства рязанцы узнают не скоро: военное ведомство не обязано публиковать результаты расследования авиакатастроф и предоставлять соответствующие отчеты в международную организацию гражданской авиации (ICAO).
Уже через несколько дней новости, посвященные аварии, растворились в информационном потоке и сейчас о трагедии вспоминают все реже и реже. Но это не значит, что крушение военно-транспортного самолета никак не отразится на жизни рязанцев.
Последствия попытался проанализировать корреспондент РЗН.инфо.
Опасное соседство
Авария шокировала рязанцев — за все 83 года существования Дягилевского аэродрома до катастрофы на Михайловском шоссе в самом областном центре не упал ни один гражданский или военный самолет.
24 июня пилоты посадили самолет в овраг рядом с речкой Плетенка. Они увели воздушное судно от жилых домов, но Ил-76 задел высоковольтные линии электропередач (ЛЭП). Около 300 домов остались без света. На следующий день подачу электричества восстановили. Понятно, что отключение электроэнергии на сутки — ерунда по сравнению с тем, какие последствия могли произойти, если бы самолет спикировал на многоэтажки. К счастью, этого не произошло.
Зато появились вопросы: как повернулась бы история, если на Михайловке в свое время построили 20-этажки, а может надо пересмотреть требования к строительству многоэтажек, над которыми заходит на посадку военно-транспортная авиация…
Относительно близко с аэродромом, кроме Михайловского шоссе, находятся микрорайоны Канищево, Дягилево, Борки, Приокский, часть Московского шоссе.
Еще в советское время руководство города понимало, что соседство аэродрома и развивающейся Рязани опасно. Власти захотели договориться с военными об изменении глиссады (траектории посадки воздушных судов — прим. ред). Попытка оказалась неудачной: министерство обороны на уступки не пошло.
В 2006 году, во время дискуссий о новом генплане города, звучали предложения о переносе Дягилевского аэродрома за пределы городской черты. До широкого обсуждения этот вопрос не дошел, ведь такие перемещения — исключительная компетенция военных. Была даже шутка, что легче перенести всю Рязань, чем объект минобороны.
Глиссада — не преграда?
В современной Рязани действует серьезнейшее лобби застройщиков. Город переживал и «случайные» пожары деревянных домов, и нарушения правил этажности в центре. Но по мнению экс-главного архитектора Рязанской области, профессора международной академии архитектуры Дмитрия Васильченко на конфликт с минобороны строители не шли.
«В местах, где авиация заходит на посадку, существуют жесткие правила, регулирующие, что можно здесь строить, а что нельзя», — рассказывает Васильченко.
Он уверяет, что, работая главным архитектором в Рязани, никогда не сталкивался с явным давлением застройщиков, желающих «втиснуть многоэтажку в зону посадки».
«Девелоперы понимали, что нарушение правил установленных воздушным кодексом и международной организацией гражданской авиации может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до возбуждения резонансных уголовных дел», — вспоминает Дмитрий Васильченко.
Однако компромиссы возможны. Глиссадно-курсовые схемы позволяют возводить жилье с ограничением по этажности. Так, на территории поселка Приокский, согласно действующим в Рязани правилам землепользования и застройки, нельзя строить дома выше 16 этажей. В Канищеве этажность зависит от местоположения дома. Среди новостроек в этой части города есть и 23-х этажный жилой комплекс. В районе Михайловского шоссе и поселка Юбилейный, недалеко от которого потерпел крушение Ил-76, стоят новые дома в 19 и 10 этажей.
В 2017 году в Воздушный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым, для каждого аэропорта должна быть утверждена схема приаэродромной территории (ПАТ) и порядок ее использования.
И если этажность в прилегающих к аэродрому районах необходимо согласовывать и с военными, то требования к шумоизоляции едины для всех домов, расположенных в 30 километрах от контрольной точки аэропорта. Там по умолчанию жилые здания должны строиться с повышенной степенью шумозащиты. Насколько девелоперы соблюдают эти правила — вопрос открытый.
Объемы продаж квартир в новостройках, расположенных в Канищеве и Приокском, говорят о том, что для многих рязанцев гул от взлетающих или садящихся крылатых машин — не самый основной фактор при приобретении жилья на первичном рынке.
Свалка вместо мемориала
Многие рязанцы предлагают поставить на месте крушения памятный знак в честь авиаторов, сумевших посадить машину на почтительном расстоянии от жилого массива.
С увековечиванием геройства летчиков пока ничего не ясно, зато на месте аварии Ил-76 уже попытались создать стихийную свалку.
«Замечу, что в зонах подлета категорически запрещено строить продуктовые склады, устраивать свалки отходов и другие объекты, которые могли бы привлечь птиц. Столкновения самолета с пернатыми часто приводит к катастрофам», — рассказал о жестких правилах Дмитрий Васильченко.
Однако люди начали свозить на место аварии бытовой мусор, не отягощая себя какими-либо морально-этическими принципами. Свалку убрали, но если она появится вновь, ее облюбуют птицы, скопление которых в местах подлета воздушных лайнеров таит огромную опасность.