Каждое буднее утро на платном путепроводе в Дашково-Песочне собирается пробка из машин. Рязанцы, спешащие на работу в Южный промузел, платят наличными 25 рублей, чтобы постоять в очереди перед мостом, которая растягивается до километра. На бесплатном объезде через проезд Яблочкова можно простоять не меньше, да еще часто возникает пробка на Куйбышевском шоссе. Журналист РЗН. инфо изучил историю вопроса и выслушал варианты решения проблемы.
Первый платный
Путепровод на Восточной окружной дороге появился в 2012 году. По договору, в течение следующих двадцати лет собираемые средства пойдут частнику, потом за один рубль путепровод перейдет городу.
Вначале стоимость проезда для обычных рязанцев составляла 10 рублей. Многим цена казалась разумной: деньги не великие, зато не стоишь лишние полчаса на Куйбышевском шоссе. Но потом на подъезде к мосту появились заторы: промышленная зона в Карцеве росла, туда пошел поток транспорта.
Занимавший в то время должность министра транспорта региона Шаукат Ахметов вспомнил, чтобы найти компромисс чиновники и инвесторы сели за стол переговоров:"Процесс был долгим, мы изучали позиции друг друга, все возможности, экономические прогнозы. Не делать этого было нельзя. Разрешив повысить тариф, мы договорились о ежедневном бесплатном пропуске автомобилей в утренний час пик — когда рязанцы едут на работу".
В ноябре 2013 года тариф увеличили. За счет утреннего двухчасового «окна без оплаты» пробка пропала. Проезд стал стоить 20 рублей, но тогда увеличение стоимости рязанцев не смутила. «Как тратил 20 рублей в день, так и продолжал. Только платил однократно, на обратном пути домой», — поделился воспоминаниями житель Песочни Николай Павловичев, который работает на нефтезаводе.
Очередь за деньги
Вскоре поменялись собственники управляющей компании. В феврале 2014 года новый владелец уволил управленцев, недавно согласовавших проект с властями и создавших путепровод, а заодно ликвидировал бесплатный проезд из Дашково-Песочни в утренние часы.
Пробка вновь появилась. «Я тогда почувствовал, что нас обманули, — рассказал Николай Павловичев. — Платить 20 рублей пришлось уже и утром, и вечером. Но мало того, что проезд подорожал вдвое, прошло время и опять появились очереди».
Предложения экспертов
На платном путепроводе у Дашково-Песочни по три пропускных пункта в каждом направлении. Как считает экс-директор компании «ИК РПД-Рязань» Владимир Сопряков (именно эта компания строила путепровод у Дашково-Песочни — прим. ред.), на переезде достаточно места для проезда машин без заторов. Оплата тоже не отбирает много времени.
«В 2013 году, когда я работал, время обслуживания составляло 8-11 секунд — как на пропускном пункте Босфорского моста из Европы в Азию», — рассказал Владимир Сопряков.
Он считает, что пробка на путепроводе появляется из-за многочисленных фур, которые проезжают по мосту. Если за одной длинной большегрузной машиной на пропускном пункте выстраиваются следующие, они перекрывают пути перестройки других машин к свободным шлагбаумам.
«Особенностью рязанского путепровода является короткая зона перестроений между мостовым сооружением и пропускными пунктами. При длине фуры с тягачом 16,5 м, две следующие подряд фуры блокируют выезд с моста», — разъяснил Сопряков.
Приводя в пример мнения других специалистов, для разгрузки моста экс-директор предложил ввести бесконтактную технологию оплаты. Например, RFID. Она позволяет обеспечить безостановочную оплату на скорости 15-20 км/ч.
«Кстати, в 2013 году в текст дополнения к протоколу, — подчеркнул Владимир Сопряков, — было включено и обязательство инвестора не позднее 1 июля 2017 года обеспечить возможность оплаты проезда без полной остановки транспортного средства».
Предложения экспертов
«Если сегодня на путепроводе снова появляются пробки, — уверен Шаукат Ахметов, — надо опять садиться за стол переговоров с собственниками. Делать вид, что проблемы нет и замалчивать ее — это неправильно».
На переговорах можно было бы вернуть двухчасовое «окно», уже разгрузившее путепровод в конце 2013 года. Ведь уже семь лет автомобилисты платят больше, чем планировалось при согласовании проекта с властями, а значит срок окупаемости проекта сократился.
Оптимисты считают, что можно сделать проезд бесплатным для легковых автомобилей, а зарабатывать на грузовиках. Ведь не легковые машины, а грузовики наносят основной ущерб дорожному покрытию и конструкциям путепровода, увеличивая их износ.
В региональном отделении ОНФ пообещали вопрос изучить. Если проблема касается большинства рязанцев, представители регионального фонда ей займутся.
В рязанской мэрии не смогли ответить на официальный запрос редакции, объяснив сложной эпидемиологической обстановкой. Не отреагировала и компания «ИК РПД-Рязань», хотя по телефону в ее офисе пообещали рассказать, как сделать эффективной борьбу с пробками.