Сбт, 23
Вск, 24
Пнд, 25
ЦБ USD 102.58 1.9 23/11
ЦБ EUR 107.43 1.35 23/11
Нал. USD 101.50 / 102.00 23/11 09:25
Нал. EUR 105.87 / 107.00 23/11 09:25
«Ты че такой похнюпый?». Рязанцы встретились с Захаром Прилепиным и увидели спектакль по его рассказу
Сюжет постановки прост — это один день из жизни парня-могильщика, любителя выпить, незатейливо проживающего свою жизнь. При этом, как заметил автор, рассказ этот не о пьянстве.

В минувшую среду, 23 марта, Рязанская областная филармония собрала любителей творчества писателя Захара Прилепина и режиссера и руководителя молодежного театра «Предел» Владимира Деля. На сцене камерного зала они представили свою совместную работу — моно-спектакль «Ты че такой похнюпый?», главную роль в котором сыграл ученик Деля Михаил Сиворин. Встречу продолжил творческий вечер Захара Прилепина, во время которого он презентовал новую книгу «Семь жизней» и пообщался со зрителями.

«Господи, как народу много! Ну, здравствуйте, рязанцы!» — начал беседу Прилепин. Он отметил, что Рязань имеет для него особое значение, ведь это почти Родина — родился Прилепин в деревне Ильинка неподалеку от Скопина. Подчеркнул он и то, что они с Владимиром Делем — земляки, хотя и познакомились уже будучи жителями разных городов.

«Господи, как народу много! Ну, здравствуйте, рязанцы!» — начал беседу Прилепин

Рассказал писатель и о своей книге рассказов «Грех» — именно оттуда взят рассказ «Колеса», легший в основу спектакля, и прозвучавшие в постановке стихи. Автор находит в своей книге параллели с есенинской «Москвой кабацкой». По его мнению, поэзия Есенина перекликается с тяжелой и мрачной атмосферой 90-х годов прошлого века.

Зал целиком заполнили зрители разных возрастов. «Основная моя публика — женщины за 30», — признался писатель. По его мнению, именно к этому времени женщина обзаводится семьей, рожает детей и начинает задумываться о душе, о патриотизме, а у «молодежи свои проблемы, и это совершенно нормально».

После вступительной речи в зале погас свет, и на сцену, в белом рубище и с доской в руках, вышел Михаил Сиворин в образе могильщика. В основе спектакля — минимализм и символизм, поэтому в дальнейшем эта доска становилась и пианино, и коляской, и гробом.

Сюжет постановки прост — это один день из жизни парня-могильщика, любителя выпить, незатейливо проживающего свою жизнь. При этом, как заметил автор, рассказ этот не о пьянстве. «Я просто помещаю человека в разную среду. Главное — поймать чувства, уловить изгибы души». Хотя и с пьянством спектакль, как оказалось, борется отменно: например, в Липецке после спектакля к Прилепину подошел хмурый мужчина и клятвенно обещал бросить пить.

После вступительной речи в зале погас свет, и на сцену, в белом рубище и с доской в руках, вышел Михаил Сиворин в образе могильщика

Стоит заметить, что постановку уже смогли оценить жители Липецка, Воронежа, Тамбова и еще нескольких городов. Главный герой ее — типичный представитель и одновременно жертва целой эпохи в истории нашей страны — так называемых «лихих девяностых». Он, как пишет автор, молодой парень, «которому пришлось бросить писать стихи и заняться мрачным ремеслом — рыть могилы, забивать гвозди в крышки гробов и закапывать покойников».

Герой одновременно комичен и лиричен, обостренно воспринимает жизнь и судьбоносность случая. Тонкой души человек, он не в силах справиться с давящей на него реальностью, а его друзья-собутыльники лишь спрашивают: «Ты че такой похнюпый?». Это народное слово, означающее «усталый», «печальный», как нельзя лучше описывает состояние главного действующего лица. Вся жизнь его идет под откос и в итоге обрывается под колесами поезда.

Особую энергетику и динамичность спектаклю придавали резкая смена оголтелых танцев и минут оцепенения, громкой музыки и звенящей тишины. Обострял атмосферу тщательно подобранный музыкально-звуковой ряд.

Как только отгремели аплодисменты, писатель, актер и режиссер вернулись на сцену, чтобы ответить на вопросы зрителей. Больше всего записок оказалось адресовано Захару Прилепину. Рязанцы спрашивали его о произведениях и книгах, о политике, о дальнейшей деятельности и творческих планах, кто-то даже задал вопрос о смысле жизни. Писатель на все отвечал честно, подробно и нередко с юмором.

Кстати, слово «похнюпый» — это не авторский неологизм, не сленг и не какое-нибудь заимствованное слово. Наоборот, оно зафиксировано в словаре Даля и является, что ни на есть исконно русским. Это выяснилось после одного вопроса из зала, заданного, по-видимому, кем-то из ревнителей чистоты русского языка.

Писатель на все отвечал честно, подробно и нередко с юмором

Также Прилепин представил свою новую книгу «Семь жизней». Как рассказал автор, это книга о судьбе, ответ на вопрос «что было бы, если б я…». Писатель неоднократно задумывался о том, что случилось бы, поступи он в какой-то момент по-другому, как проживал бы жизнь, будь их не одна, а три или четыре. Каждый из нас идет по своей тропке, но ведь, помимо нее, есть и другие дороги. «Эта книжка — попытка сходить во все стороны, вернуться и пересказать, чем все закончится», — говорит автор.

Кроме того, Прилепин рассказал о скором выпуске книги «Забытые поэты» о трех не самых известных советских поэтах: Анатолии Мариенгофе, Владимире Луговском и Борисе Корнилове. Отметил он и выход антологии, в которой профессиональные ученые-историки укажут на ошибки, допущенные Александром Солженицыным при написании «Архипелага ГУЛАГ» — Прилепин напишет к ней предисловие. Также выяснилось, что в творческих планах писателя — создать новую биографию Есенина. По словам автора, три уже существующие биографии ему вполне нравятся, но он хочет дополнить их и акцентировать внимание на некоторых спорных моментах.

Одним из зрителей спектакля оказался директор школы Ильинки, в которой писатель когда-то учился. Он пригласил Прилепина на открытие новой школы. Писатель приглашение принял и пообещал приехать.

Закончилась встреча автограф-сессией. Все желающие смогли получить роспись писателя и купить его книги и диски.