Чтв, 27
24°
Птн, 28
26°
Сбт, 29
27°
ЦБ USD 87.81 0.53 27/06
ЦБ EUR 94.11 0.38 27/06
Нал. USD 88.15 / 89.31 26/06 18:30
Нал. EUR 96.85 / 97.21 26/06 18:30
Свет Бориса Французова: в Рязани открылась выставка работ владимирского мастера

В четверг, 25 апреля, в Рязанском областном художественном музее им. И. П. Пожалостина открылась выставка произведений владимирского художника Бориса Французова (1940 — 1993).

Первое знакомство рязанцев с Французовым, одним из ярчайших представителей отечественной школы офорта 1970 — 1980-х годов, лидером группы владимирских художников-графиков, состоялось 32 года назад, еще при жизни мастера. Двадцать лет Бориса Французова уже нет в живых, но, как сказала его вдова Юлия Французова, «после ухода Бориса из жизни, началась его вторая жизнь как художника». Во Владимире творческое наследие земляка с трепетом берегут. Мастерская, в которой он работал, сохранена и за двадцать лет стала неофициальным музеем. Впрочем, в этом году власти города обещали присвоить музею официальный статус.

В нынешней экспозиции представлена сорок одна работа в одной технике. Именно в офорте Французов создал свои самые значительные произведения, занявшие видное место в истории отечественного искусства второй половины ХХ века. Хотя заслуженный художник РСФСР работал в разных техниках: ксилографии, линогравюре, акварели, пастели, гуаши, обращался к масляной живописи.

Художник Юрий Ткачев, ученик Бориса Французова, на открытии выставки дал ключики к пониманию работ своего учителя. «Деревенская тема не просто так взята Французовым. Он жил в деревне с детства, всё лето там жил, её любил», — сказал Ткачев. Речь идет о Зауличье, поля и деревья, дороги и дома, люди и птицы которого с любовью поселены в картинах Французова. Поражает трудоемкость создания работ. Офорт — техника не из легких, гравюра на металле. Но больше поражает внутренний свет незамысловатых по теме картин, даже больше — воздух, ветер. Просто белое полотно, простые черные штрихи, а картина дышит. «Осенний свет», «Солнечный вечер», «Гроза надвигается», «Наст», «Весенняя вода» — навязчиво повторяя образы родных мест, Французов будто идет за настроениями природы.

Юлия Французова обратила особое внимание на картину «Вековуха»: старушка, опершись на палку, стоит и смотрит на тебя, позади — поле травы, ветер в траве, еще дальше — старая изба. «Это же образ России! Морщины у нее на лице, и, посмотрите — морщины на земле. Она одинока. В действительности существовала такая бабушка, должно быть, ее давно нет в живых. Она одинока, стара, но улыбается!», — добавила Французова.

Покоем и тихой радостью окутывают внимательного, внимающего зрителя офорты Бориса Французова.

Выставка будет работать до 24 июня.

Фото Ольги Киндиновой