Сбт, 20
13°
Вск, 21
18°
Пнд, 22
19°
ЦБ USD 93.44 -0.65 20/04
ЦБ EUR 99.58 -0.95 20/04
Нал. USD 94.50 / 94.78 19/04 18:30
Нал. EUR 95.00 / 94.78 19/04 18:30

Публикации

Ветхость — не порок? В Рязани остаются десятки аварийных домов, которые могут рухнуть
В региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов больше не попадут здания, в которых менее пяти квартир. Решение приняла облдума. Авторы законопроекта считают, что капремонт таким домам не поможет.

В региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов больше не попадут здания, в которых менее пяти квартир. Решение приняла облдума. Авторы законопроекта считают, что капремонт таким домам не поможет. Обычно в них нет даже элементарных удобств — водопровода и канализации. Ремонтировать бессмысленно, надо расселять.

Снос на бумаге

Решение вроде бы логичное, но программа расселения работает малоэффективно. В историческом центре Рязани до сих пор стоят несколько десятков аварийных домов, где квартир не больше пяти. И там по-прежнему живут люди.

«Наша двухэтажка давно признана аварийной, но сносить ее никто не собирается. Батареи даже зимой еле топятся, спасает электрообогреватель. Не так давно взяла кредит, чтобы подновить всю проводку, счетчики, трубы. Такое впечатление, что мы никому не нужны», — признается Нина Павловна, владелец квартиры в доме 24 по улице Затинной.

Всего в доме четыре квартиры, одна из них приватизирована. По данным федерального онлайн-сервиса Дом. МинЖКХ дом планируется расселить в 2024 году. Но ответственность за срыв сроков, полагаем, никто не понесет.

Подрядчики подкачали

В конце марта этого года Контрольно-счетная палата (КСП) Рязанской области сообщила о том, что из-за подрядчиков были сорваны сроки строительства новых квартир для жителей аварийных домов в Скопине, Скопинском, Милославском, Михайловском, Рыбновском и Рязанском районах. Не выполнена треть всех подрядов на 758 миллионов рублей.

Если взять среднюю стоимость возводимого жилья, рекомендованную федеральным Минстроем, то не сдали примерно 150 двухкомнатных квартирах площадью 56 кв. м каждая. Но тормозят расселение не только безответственные подрядчики. Механизм переселения людей и сноса домов не отработан.

Здесь «человейники» не построишь

Часто ликвидацией аварийного фонда занимаются застройщики. Но это не панацея. Многие ветхие дома, сильно напоминающие покосившиеся и готовые в любой момент развалиться лачуги, не расселяются десятилетиями. Люди живут в экстремальных условиях, а сами строения уродуют облик сел, деревень городов, в том числе и центра Рязани.

На сегодняшний день в Рязани аварийными признаны около 70 домов, и этот статус появился у них не из-за каких либо стихийных бедствий и прочих ЧП. Так в уже упомянутом доме 24 по улице Затинной, построенном в конце 19 века, капитальный ремонт последний раз проводился в 1966 году.

«На бумаге нас сносят с 1993 года. В нулевые годы застройщик расселил часть соседних домов, некоторые строения сгорели, а собственники других одноэтажек в нашем квартале не хотят уезжать. Компенсацию им вроде бы предлагали, но не очень щедрую. А сейчас представители строительных компаний говорят, мол у вас земли мало для того, чтобы большой дом здесь возвести», — говорит житель одной из квартир Александр.

На придворовой территории дома № 24 есть небольшие огородики и обветшавшие сараи, которые периодически подвергаются набегам неизвестных воров. Управляющая компания от дома давно отказалась, жильцы заключают прямые договора с ресурсоснабжающими организациями.

В маневренный фонд не хотят…

Таких несчастливых домов, которые ждут расселения, в одном только историческом центре Рязани несколько десятков.

«Наш дом после многочисленных обращений и моих долгих походов по инстанциям признали аварийным в мае 2018 года. Расселить наш дом нельзя. Можно только реконструировать, так как здание имеет историко-культурную ценность, согласно постановлению правительства Рязанской области о включении Рязани в число исторических городских поселений от 2020 года. На время реконструкции, которая будет длиться неизвестно сколько, чиновники предлагают нам переселиться в маневренный фонд, но я, как и, наверное, многие соседи на это не согласны», — рассказала Валентина, проживающая в восемнадцатиквартирной двухэтажке на улице Пожалостина, 8.

В ее квартире в некоторых местах обвалился потолок, стены дома построенного в 90-е годы прошлого столетия дышат на ладан, и скорее всего реконструкция этого исторического здания обошлось бы дороже, чем переселение жильцов в комфортабельные квартиры.

На региональную программу переселения, очередной этап которой должен был завершиться в конце 2023 года, выделили более 2 миллиардов рублей. Но этой суммы катастрофически не хватает даже на снос домов, уже давно покинутых людьми. Улица Фурманова — яркий тому пример.

Решить городскую проблему могут строительные компании, но они берутся за ликвидацию аварийного и ветхого фонда, если видят свою заинтересованность. Например, построить на месте снесенного дома другой, средне или многоэтажный. Опыт реконструкции или реновации ветхих домов в Рязани редок.

Поэтому кажется, что власти просто не вмешиваются в ход времени. Дома сами по себе стареют и разваливаются, жители умирают, а кто помоложе переезжает. В худшем варианте все заканчивается ЧП, как на улице Лесопарковой. Когда погорельцы переедут в новое жилье неизвестно.

В ожидании большой воды. Какие угрозы для Рязани несет паводок-2024
В этом году в Рязани синоптики прогнозируют один из самых обильных паводков с начала века. Редакция РЗН. Инфо выяснила, когда были самые крупные паводки в регионе.

В этом году в Рязани синоптики прогнозируют один из самых обильных паводков с начала века. Основания для таких заявлений как минимум три. Впечатляющее количество выпавшего за зиму снега. Его высокая плотность, обещающая обильное образование воды при таянии. И, наконец, резкое потепление, которое региональный гидрометцентр обещает в апреле.

Красноречивые цифры

Цифры подтверждают эти прогнозы. Действительно, с декабря по февраль в Рязани осадков выпало в 1,5 раза больше нормы. Снежный покров местами достигал 90 сантиметров. Быстрый приход весны с бурным ростом плюсовой температуры только ускорил разливы рек.

25 марта уровень воды в Оке в Рязани составил 33 сантиметра относительно нулевой отметки. 26 марта — 50, 29 числа — 129 см, первого апреля — уже 3 метра 80 сантиметров. То есть за неделю вода поднялась на 3,5 метра.

Достижение максимальных отметок уровня воды на Оке ожидается во второй декаде апреля. В прошлом году Ока в Рязани поднялась до 590 сантиметров. Тогда под водой оказался весь Лесопарк и был частично подтоплен Торговый городок.

В этом году специалисты прогнозируют уровень воды выше критической отметки — 650 сантиметров по Рязани. Если прогнозы синоптиков сбудутся, то подтопленными могут оказаться большие территории, в том числе жилые дома.

Рязанцы пережили несколько крупных паводков в современной истории. За последние 50 лет горожане вспоминают 1994 и 2013 гг. Тогда «большую воду» запомнили надолго.

Река без берегов

В 1994 году в Рязани вода в Оке поднялась на семь метров, затопила Лесопарк, Торговый городок часть проезда Речников, улиц Рыбацкой и Лесопарковой. Стихия подступила прямо к жилым домам.

«Помню, в середине 90х воды было столько, что ребята постарше сколачивали плоты и плыли по затопленным участкам, причем в пик половодья нам было трудно разглядеть берега этой огромной реки», — вспоминает жительница улицы Рыбацкой Наталья.

«Родственники мне рассказывали, что в конце 60-х начале 70-х годов большие паводки случались чаще. Многие люди, кто жил на Лесопарковой, Рыбацкой и на Острове просто уезжали к родственникам в Рязань и окрестности. Скарб старались перенести в безопасное место».

Действительно, весной 1970 года властям пришлось эвакуировать всех жителей поселка Остров: вода плескалась в квартирах первых этажей.

В наше время таких катаклизмов не случалось, но это не значит, что подтопления ушли в прошлое. В 2013 году паводковые воды перелили Окский проезд, по которому даже временно ограничили движение общественного транспорта, наводнение дошло до огородов в Борках и все в том же поселке Остров. Схожая картина повторилась в 2023 году, когда движение по уже упомянутому Окскому проезду на некоторое время вообще закрыли.

Главная интрига

По прогнозам МЧС, паводок-2024 может подтопить 28 населенных пунктов Рязанской области. В Рязанском районе — это традиционно Заокское и Каростово.

«Наши села почти каждый год вода отрезает от внешнего мира», — вспоминает жительница Заокского Марина. «В лихие 90-е, да и в начале нулевых переправляться на большую землю было сложнее. Со стороны власти помощи почти не было. Спасала взаимовыручка и наличие лодок и тракторов у многих семей. Но уже несколько лет областное МЧС здорово помогает, доставляя людей амфибиями на гусеничном ходу прямо до остановки рейсового автобуса в Шумаши. На моей памяти рекордным был паводок 94 года, когда вода подтопила даже некоторые дома на окраинах».

Если говорить о масштабности нынешнего паводка, то наша собеседница считает, что многое зависит не только от количества снега, но и от того, когда откроют плотины вверх по реке.

О предстоящем уровне половодья на Оке можно судить по новостям из соседних регионов. Традиционно паводок на крупнейшей в нашем регионе реке начинается в Тульской и Московской областях, потом переходит в Рязанскую. Также падение уровня воды вначале происходит выше по течению, а затем ниже.

Пожалуй, главная интрига предстоящего окского разлива — затопит ли вода реконструированный и открытый в прошлом году Торговый городок. Напомним, что из областного бюджета на возрождение комплекса только бюджетных денег потратили более 80 миллионов рублей. Практика прошлых лет показывает, что вода дойдет до строений Рязанской ВДНХ, если достигнет шестиметровой отметки.

Полоса невезения. Почему в Рязани забуксовала транспортная реформа
РЗН. инфо разбирался, что же мешает решению транспортного вопроса, и когда передвижения по городу на троллейбусах, автобусах и маршрутках станет быстрым и удобным.

В Рязани более пяти месяцев молчат о транспортной реформе. Маршрутная сеть практически не изменилась, пробки в утренние и вечерние часы остались, время ожидания общественного транспорта по прежнему возмущает горожан. Комфортное для пассажиров расписание отсутствует и у частных перевозчиков. РЗН. инфо разбирался, что же мешает решению транспортного вопроса, и когда передвижения по городу на троллейбусах, автобусах и маршрутках станет быстрым и удобным.

Мечты на паузе

Еще минувшей осенью казалось, что властям удалось найти способы решения транспортной проблемы. В октябре рязанцам представили новую транспортную модель города, разработка которой обошлась в 25 миллионов рублей. При составлении документа представители частной компании, по их же собственным словам, опросили около двух тысяч горожан, определили цели, направления, частоту поездок и виды используемого транспорта. Исследование показало хорошо известные рязанцам проблемы: троллейбусов мало, автобусы недостаточно вместимые, маршруты дублируются, перевозчики не соблюдают обязательства по договорам.

Авторы проекта предложили отменить шесть маршрутов, подкорректировать еще 8, а также установить для 18 базовых коммерческих маршрутов интервал движения не более десяти минут в час пик, а в остальные часы — не более двадцати. Подробнее с проектом можно познакомиться по ссылке.

Оперативно власти выполнили одно пожелание разработчиков. Те писали о необходимости повысить тариф за проезд. Цену вскоре подняли до 29 рублей в муниципальном (27 рублей по безналичному расчету) и до 33 в коммерческом транспорте. А вот другие планы до сих пор на бумаге.

Спустя пять дней после презентации губернатор Павел Малков попросил не торопиться с реализацией этой транспортной модели.

«Я вижу в соцсетях много обращений граждан, люди высказывают определенные опасения и замечания», — сказал он. «Прошу взять определенную паузу для более глубокого осмысления с учетом всех вопросов, на которые надо дать ответ. Еще раз на предлагаемые решения посмотреть и их углубить.»

Сколько времени уйдет на углубление, пока неизвестно. Реализация новой транспортной модели фактически заморожена.

Дело не только в позиции губернатора. Она, скорее всего, сформировалась сразу по нескольким причинам.

Во-первых, пассажиров возмутили планы отмены отдельных маршрутов. Во-вторых, владельцы коммерческого автотранспорта не раз выражали недовольство сложными условиями ведения бизнеса, жаловались на нехватку водителей и недостаточное финансирование льготных перевозок.

В итоге реформу поставили на паузу, а недовольство переполненным общественным транспортом, его долгим ожиданием на остановках, непродуманными маршрутами и изматывающими заторами, никуда не ушло.

Обновление или латание дыр?

По состоянию на первое марта, на балансе МУП «Управление Рязанского троллейбуса» (далее — МУП «УРТ») находится 128 троллейбусов и 213 автобусов. Ежедневно на линию выходит 76 троллейбусов и 101 автобус, то есть чуть больше половины из всего парка.

По данным городской администрации, в 2023 году для Рязани закупили пять новых троллейбусов модели ПКТС-6281 «Адмирал», на безвозмездной основе поступили 23 троллейбуса, бывших в эксплуатации и прошедших капитальный ремонт, а также 64 новых автобуса большого класса ЛиАЗ 5292.

Но закупка новых троллейбусов и автобусов проблему пока не решила. «Приходят хорошие добротные машины, но старые приходится списывать. Поэтому число транспорта, выходящего на линию остается низким», — пояснил нашему изданию один водителей «Управления рязанского троллейбуса».

В этом году ждут еще восемь автобусов большого класса, работающих на газомоторном топливе и 20 автобусов большого класса, работающих на дизеле. Но эти поступления не решат проблему. Ситуацию можно поправить, если на линию будет выходить хотя бы 90, а не чуть больше 50% машин, имеющихся на балансе.

Для этого необходимы массовые закупки современной техники. Стоимость одного нового автобуса сейчас составляет порядка 16,9 млн руб., троллейбуса — порядка 31,5 млн руб. Серьезные бюджетные вливания понадобятся для создании и наполнения транспортом новых маршрутов.

Там на неведомых маршрутах…

Руководство города пытается сохранять оптимизм. По словам мэра Виталия Артемова, в городе проектируются новые троллейбусные линии и планируется переформатировать маршруты с учетом наличия машин с автономным ходом. Но реальность пока далека от намерений градоначальника. В городском транспортном цехе серьезный кадровый голод.

Недоукомплектованность штата муниципального предприятия «УРТ» составляет порядка 35%, хотя средняя зарплата на предприятии после повышения на 20% сейчас превышает 50 тысяч рублей. С такой же проблемой сталкиваются и коммерческие перевозчики.

Немало проблем с укомплектованностью парка испытывают и частные перевозчики. На сегодняшний день в Рязани действует 24 коммерческих маршрута, которые обслуживает 21 компания, ежедневно выпуская на линию около 300 автобусов. Но и в этом сегменте номинальное и фактическое число единиц транспорта сильно отличается. Рязанцы критикуют и ветхое состояние многих маршрутных автобусов.

Кто «убивает» маршрутки?

Губернатор Павел Малков на недавнем заседании облправительства зачитал жалобу на «убитые» маршрутки: «Ездим на разбитых маршрутках, это про Рязань. Внутри всё убогое, в грязи, потрепанные сиденья, тряпки, бутылки валяются, свисают потрепанные объявления, шторки. Людям неприятно пользоваться таким транспортом».

Номер маршрута в жалобе не сообщили.

Губернатор предложил обязать перевозчиков разместить телефон «горячей линии» администрации Рязани для жалоб, а мэрии рекомендовал «позаниматься частным транспортом». По его мнению, маршрутки по аналогии с муниципальным транспортом должны быть в хорошем состоянии, в одинаковом оформлении, соблюдать график.

Перевозчики в свою очередь говорят, что проблема комплексная. График движения, например, сложно соблюдать из-за пробок и несвоевременного ремонта дорог. Есть у них вопросы к чиновникам по задержкам с оплатой перевозок льготников, смене алгоритмов работы светофоров, отсутствие ограничений при закрытии железнодорожных переездов.

Добавьте к этому резко подрожавшие запчасти, отток кадров на СВО и в южные республики.

Перевозчики утверждают, что их машины в хорошем состоянии. Массовых жалоб в соцсетях на ржавые поручни, рваные сиденья и грязь в коммерческом и муниципальном транспорте редакция действительно не нашла.

«Мы ничего не требуем всего лишь просим понять непростые условия, в которых приходится работать», — утверждают опрошенные редакцией предприниматели.

На наш взгляд, пауза с реализацией транспортной реформы во многом была связана с президентскими выборами. Региональные и муниципальные власти в преддверии и вовремя избирательной кампании просто решили минимизировать поводы для общественного недовольства. Сейчас, когда главное электоральное мероприятие года позади, настал верный момент как для модернизации транспортной схемы Рязани, так и для перезагрузки взаимоотношений между мэрией и перевозчиками.

Для улучшения ситуации вполне можно воспользоваться опытом других городов. Например, в Саратове мэрия ввела практику заключения с перевозчиками брутто-контрактов.

По ним предприниматель получает фиксированную оплату за каждый маршрут (раньше его выручка варьировалась в зависимости от количества перевезённых пассажиров). Взамен перевозчик обязан выполнять строгие требования, связанные с качеством работы и состоянием подвижного состава.

Каждое нарушение наказывается штрафом, а муниципалитет будет вправе расторгнуть договор, если определенные правила не исполняются. Возможно, при таких правилах игры часть взаимных претензий бизнеса и власти будет снята.

Андрей Оришкевич: на набережной в Борках построим трибуны, игровые зоны и площадку для пляжного волейбола
РЗН. инфо продолжает цикл материалов о том, как изменятся поселок Борки и поселок Шпалозавод.

РЗН.инфо продолжает цикл материалов о том, как изменятся поселок Борки и поселок Шпалозавод. На месте бывшего предприятия появится школа, детсад, дома средней этажности. Компания «Зеленый сад» благоустроит набережную. Подробно о проекте рассказал управляющий директор ГК «Зеленый сад» Андрей Оришкевич.

— Нас спрашивают в комментариях, будет ли на набережную свободный доступ?

— Самый простой вопрос. Набережная будет общедоступна для всех граждан, более того, это будет муниципальная набережная. После строительства компания безвозмездно передаст набережную городу.

Перед проектировщиками стоит задача организовать территорию набережной борковского затона для использования жителями города Рязани круглогодично, не только в летний период. На ней должны появиться места для пожилых, молодых, влюбленных, спортсменов, детей.

На набережной организуют отдельные зоны, где можно будет играть в песок, заниматься моделированием на воде.

Все детские площадки будут спущены на песок. Можно сделать их на верхней части набережной, но мы принудительно спускаем их вниз, не смотря на то, что они попадают в зону паводка.

Мы ищем сейчас такие решения. Людям должно быть интересно и удобно находиться весной, летом и осенью рядом с водой.

Обязательно на набережной появится зона пляжного волейбола.

— Можем ли мы с вами как бы пройтись по будущей набережной, рассказать, что там построят?

— Набережная должна быть вписана в историческую застройку. У нас есть возможность сделать ее максимально насыщенной, максимально инновационной, чтобы через пять и даже через 25 лет набережная была интересна и востребована.

Сама зона набережной сопоставима фактически с Лыбедским бульваром по площади. Набережная сможет обслужить поток граждан, которые сейчас гуляют по Рязани.

Мы закладываем сейчас лодочную станцию. Уже сейчас принято решение, что это будет набережная марина для маломерных судов именно для граждан.

В проекте предусмотрена вертолетная площадка, чтобы она не мешала людям отдыхать на пляже.

Появятся на набережной велодорожки. Это будут широкие дорожки шириной фактически шесть метров, то есть для полноценного двухстороннего движения.

Велодорожки так расположены, чтобы люди, приезжающие на автомобилях, могли остановиться, пересесть на велосипед и отправиться на пляж.

Из необычного для Рязани мы построим две огромные трибуны с видом на затоны.

В городе могут быть почти круглогодичные мероприятия на воде: рыбалки, гонки. Они и сейчас здесь проводятся, просто не доступны для зрителей.

Вы сказали по поводу поводка, что его учитывают проектировщики.

— Обязательно учитывают в проектных работах, но в отличие от паводка на самой реке Оке Борковской затон достаточно уникально расположен. Здесь нет прямого течения.

— Хотела спросить у вас по поводу социальной инфраструктуры. Вижу по генплану, что есть школа, детский сад, не могли бы вы рассказать об этом?

Необходимый социальный минимум, который мы должны сделать — это опорный пункт милиции, пункт врачей общей практики.

Правительством Российской Федерации принято решение о продлении на 25 год программы «Стимул», по которой в муниципальных образованиях строятся школы, детские сады. Для жителей Борок это очень важно.

Нам поступило поручение от губернатора выполнить привязку школы и детского сада именно в микрорайоне Борки.

Новые школа и детский сад будут расположены в самом центре поселка Борки. Детский сад построят на 225 мест. А школу — на 1100 мест. Уже ведем проектные работы и передадим проектную документацию вместе со сметами, экспертизой, городу летом, чтобы этот проект смог поучаствовать в бюджетном финансировании на 25 год.

Компания взяла на себя обязательства по разработке улично-дорожной сети территории поселка Шпалозавод. Помимо того, что мы разработаем проект, компания уже включила в финансовый план исключение подтопления дороги в поселке в двух местах.

Жители поселка Шпалозавод во время паводка фактически не имеют возможности без помощи специального транспорта попасть в город. В течение двух лет мы эту ситуацию исправим за свой счёт.

Выхожу на сцену свободным. Интервью с дирижером Рязанского губернаторского симфонического оркестра Сергеем Оселковым
Эмоциональный, но в то же время строгий, требовательный к музыкантам и себе, но при этом говорящий о сотрудниках по-отечески, — все это сочетается в Сергее Оселкове. Редакции захотелось сделать с ним большое интервью и поговорить о музыке и личном.

Зал встречает его аплодисментами, а после концерта провожает овациями. Дирижер Рязанского губернаторского симфонического оркестра Сергей Оселков влюбил в себя рязанскую публику 15 лет назад профессионализмом и харизмой. Теперь постоянные зрители перед концертом между собой говорят: «Иду на Оселкова». Для тех, кто любит классику — это значит, иду слушать симфонические произведения и получать удовольствие от артистичности дирижера.

Эмоциональный, но в то же время строгий, требовательный к музыкантам и себе, но при этом говорящий о сотрудниках по-отечески, — все это сочетается в Сергее Оселкове. Редакции захотелось сделать с ним большое интервью и поговорить о музыке и личном.

Мы встречались несколько раз. Второй — в конце зимы. Первый — еще перед началом сезона. К нему готовились не только артисты — в порядок приводили филармонию. Во время интервью в здании еще пахло краской, а наша беседа проходила под аккомпанемент молотков рабочих на сцене.

Помогает интуиция

— Сергей Анатольевич, подготовительные работы в филармонии не мешают репетициям?

— Любой творческий процесс подразумевает много сопутствующих факторов: реалии вносят свои коррективы. От нас не зависит, когда идет ремонт, а когда нет.

— Как в «Служебном романе»…

— Да, я уже работаю здесь почти 15 лет и выработал некую методику планирования репетиционного графика. Если вижу, что время позволяет, стараюсь подготовить сразу несколько программ с заделом на будущее, потому что знаю: когда начнется активный сезон, будут вклиниваться какие-то дополнительные неудобства в виде арендных концертов или ремонта. Я заранее лучше отрепетирую.

— Как часто перед открытием нового сезона приходится репетировать?

— У нас есть обычный график. Это четырехчасовая общая репетиция и есть репетиции, когда музыканты остаются и репетируют по группам.

— Объясните, как формируются концертные программы

— Программа выбирается на уровне эмоций, на уровне интуиции. В первую очередь думаешь о крупной форме, симфонии, потому что она — основной костяк. Над этим больше всего размышляешь. Потом думаешь, что добавить. Выбор программы — это и простой, и сложный вопрос.

— Оркестр не существует в безвоздушном пространстве. Мы должны соблюдать традиции исполнения симфонической музыки и предоставить нашей публике полную музыкальную палитру. У симфонического оркестра должна присутствовать музыка композиторов-классиков: Моцарта, Бетховена, Гайдна, музыка стиля романтизм, музыка двадцатого века Шостаковича, Прокофьева.

Хочу многого

— Чтобы вы хотели сыграть в будущем?

— Я хочу многого, а все сыграть физически невозможно. Есть произведения, которые мне очень хочется исполнить.

— Назовите их

— «Четырнадцатая» симфония Шостаковича. Мы сыграли с нашим оркестром бОльшую часть его произведений. Остались его сочинения, которые редко исполняются. Это «Вторая» и «Третья» симфонии.

Несколько симфоний мы не можем сыграть, потому что они написаны для очень большого состава. Нам людей просто не хватает.

«Четырнадцатая» симфония написана для струнного оркестра, ударных и двух солистов. Очень интересное сочинение, оно тяжелое для восприятия, это не увеселительная музыка, там, надо думать, слушать внимательно. Певцы не каждые это споют, это очень сложно. Я надеюсь когда-нибудь воплотить свою мечту.

Вырасти до 100

— Насколько сложно попасть на работу в оркестр? Обязательно ведь нужно высшее музыкальное образование?

— Высшее музыкальное образование желательно. Есть, конечно, вундеркинды и со средним образованием, но прослушивание надо пройти всем. Давайте правде в глаза посмотрим: у нас же не столичный город. В столичных оркестрах, знаете, большие зарплаты, раньше были заграничные поездки.

Мы не голодранцы, все в порядке. Но мы региональный оркестр. У нас не хватает людей. Из-за этого мы не можем сыграть некоторые произведения, например, «Ленинградскую симфонию» Шостаковича. В его музыке, Прокофьева, Малера также важна масса звука, объем, а он создается количеством инструментов.

Много лет мы просим власти, чтобы они расширили наше штатное расписание. Сейчас по факту в оркестре 70 человек. В симфоническом оркестре должно быть не меньше 100. Грубо говоря, у нас первых скрипок сейчас 10 человек, должно быть 16. В Ярославле в штатном расписании оркестра 120 человек, это такой же провинциальный купеческий город, как Рязань.

У исполнителей должно быть время, чтобы восстановиться, особенно исполнителям на духовых инструментах.

Для кандидатов у нас особых конкурсов нет: когда нужен музыкант, начинаешь искать, звонить, писать через соцсети. Разговариваешь с ними, выбираешь, приглашаешь на прослушивание. У нас были случаи, когда нам очень нужны были музыканты, кандидаты приезжали на прослушивания, сыграли, но мы их и не взяли — не дотягивали до уровня.

Но если умеешь играть, к нам можно попасть. Я всегда говорю: хороший музыкант всегда нужен.

— Но куда вы его возьмёте, если у вас бюджетных мест нет?

— Мы сейчас выкручиваемся за счет декретных мест. Это единичные случаи, капля в море. Силами филармонии мы выкручиваемся. Один-два человека — это не проблема. Нам надо тридцать!

Опасная симфония

— Расскажите, почему вы решили исполнить «Девятую» симфонию на открытии сезона?

— Не знаю, как другие дирижеры, но я всегда относился к «Девятой симфонии» Бетховена с небольшой опаской. Приоткрою секрет: произведение непростое именно для дирижера, не для оркестра. В нем нет виртуозных партий, нет сложных ансамблевых мест, а вот слепить форму и не дать ей расползтись…

Мне помог случай. В 2022 году меня позвали в Новосибирск. У меня был запланирован там концерт с эстрадной музыкой.

И вдруг мне звонят и говорят, что концерт надо перенести с декабря на октябрь. Отвечаю, что без проблем, могу. А они продолжают: «и программа меняется. „Девятая“ Бетховена». Чувствую, что я попал. Отвечаю: «хорошо, ладно».

Я естественно начинаю готовиться, поджилки трясутся. Сравнить такое выступление можно с очень серьезным экзаменом.

Было два концерта. Психологически они дались очень непросто. Но, с другой стороны, меня так увлекла потрясающая музыка, полностью захватила. Есть музыка, которая впечатляет на уровне физиологии. Раньше, когда я слушал «Девятую» симфонию, я думал «замечательная музыка» и все.

А когда стал работать, то ощутил состояние полета, когда сто человек хора и солисты исполняют «Оду радости». Меня унесло, как на воздушном шаре. Я так вдохновился, что решил сыграть ее в Рязани.

— Несколько раз в год вы играете рок-музыку. И всегда полный зал. Это дань моде?

— Для исполнения рок-произведения не сложны, главное, чтобы играли барабаны и бас-гитара. Но работа организационная большая. Нужны синтезаторы, которых у нас нет, мы берем в аренду. Потом нужно найти ноты. И ведь не каждая популярная композиция ляжет без вокалиста. У группы Metallica, например, своеобразная музыка. Она вроде клевая, замечательная, но мелодики как таковой нет. Все завязано на тембре и дикции вокалиста. А мелодия крутится на одной-двух нотах. И с оркестром она не звучит, а есть, которые звучат. Например, у группы «Европа».

Мелодичная музыка, даже если она в рок-стиле, ложится на артистов хорошо, но организационно значительно проще подготовить симфонию Чайковского.

Детокс Вивальди

— Вы недавно создали ансамбль. Какую музыку исполняете?

— Ансамбль играет только музыку Антонио Вивальди. Большинство зрителей знают у Вивальди только «Времена года». Вернее это его самое популярное произведение. А у него очень много концертов для скрипки, для виолончели, для духовых. Они все классные.

Вивальди — композитор некрупных форм, в среднем концерты у него идут 8-10 минут. Его музыка понятная, доступная и как-то очень позитивно действующая на человека.

Это детокс. Кто-то коктейли пьет для очищения, а можно Вивальди слушать.

— Где вы выступаете?

— Были концерты в художественном музее и камерном зале филармонии. Билеты расходятся очень быстро.

— С кем из артистов вам нравится работать?

С Даниилом Спиваковским, он без высокомерия и апломба. Мы со Спиваковским много работаем и уже давно. Он предлагает литературную составляющую, я выбираю музыку. Мы всегда с ним в контакте, переписываемся. Он приезжает в день концерта и как правило у нас есть лишь одна репетиция, во время которой подстраиваемся друг под друга.

— А ваша со Спиваковским игра на сцене — это импровизация или нет? Однажды видела реакцию оркестра, мне показалось, что это все было по-настоящему.

(Смеется)

— Большинство импровизаций подготовлены. Но был один раз, был… Люблю такой движ.

Один в полном троллейбусе

— Мои друзья заочно признаются вам в любви и спрашивают, вы чувствуете поддержку зала на концертах?

— Конечно, да. Я очень благодарен. Помню прекрасно, как начинал здесь. Так получилось, что с самого начала у нас выстроилась некая теплая и почти домашняя атмосфера между оркестром и публикой. Мы старались.

— А на работе передали, что часто видят вас в общественном транспорте. Почему вы ездите не на личном автомобиле?

— У нас в семье есть автомобиль, водит супруга. У меня с детства не было желания водить машину, не интересно. Так получалось, что я всегда жил рядом с учебой, потом с работой. А супруга у меня, наоборот, любит водить, если надо, то она меня отвозит.

Пешие прогулки держат меня в форме, потому что 80% моего времени — сидячая работа в кабинете.

Вечером время позволяет: я за час дохожу от филармонии до дома, утром опаздывать нельзя. Утром я иду и когда понимаю, что до начала репетиции осталось 20 минут, сажусь в ближайший транспорт. Вечером еду, если очень устаю.

Общественный транспорт дает возможность немножко абстрагироваться, пусть это как-то звучит необычно, но в общественном транспорте можно побыть одному. В этом помогают наушники. Ты сел, надел и никого не видишь. Я хочу подчеркнуть, что езжу в автобусах или троллейбусах, в маршрутках не езжу.

Третий троллейбус я очень люблю. Вот прям здесь останавливается, рядышком [с рязанской филармонией — ред.], и я спокойно еду.

— Что слушаете в дороге?

— Все что угодно, например, радио, исторические передачи, подкасты. Хотите спросить, слушаю ли я классическую музыку? В наушниках никогда.

Свобода для дирижера

— Как вы настраиваетесь психологически на концерт?

— Никак. Стараюсь выйти на сцену легким и свободным. Я анализирую каждую репетицию, могу идти и конструировать в голове музыкальную фразу, продумывать дирижерский жест, чтобы музыкант сыграл так, как я хочу.

Для музыканта важно, чтобы дирижер не просто отбивал такт, от дирижера должна исходить свобода.

— Зрители смотрят не только на дирижера, но и на артистов оркестра. Как вы относитесь к тому, что у вашей жены в зале есть поклонники (жена Сергея Оселкова, Екатерина, — артистка группы первых скрипок — ред).

— Она мне не говорила, но я нормально отношусь.

— Возможно, она об этом даже не знала. Я видела, как ее фотографируют мужчины, сидящие в зале .

— Надеюсь, меня тоже зрители фотографируют (смеется).

В публикации использованы фотографии РЗН. инфо, Рязанской филармонии, из личного архива Сергея Оселкова.

Какую технику использовать для успешного бизнеса?

Весенняя пора для аграриев — время горячее! Перед наступлением сезона каждый из них испытывает внутренний подъем и особый рабочий настрой. Приближается пора весенних работ и выхода в поле. Пока же есть еще немного времени для подготовки техники — новой или уже проверенной, в том числе тракторов!

Какие модели из них сегодня в почете у аграриев, точно знают те, кто не один десяток лет возглавляют успешные сельхозпредприятия. Эти Профессионалы с большой буквы без секретов делятся знаниями между собой, и охотно рассказывают о своих предпочтениях, заодно помогая определиться с выбором «новичкам» сельскохозяйственного производства.

Председатель СПК «Богородицкий» Ухоловского района Николай Григорьевич Гавриков:

— Мы давно знакомы с техникой производства Ростсельмаш, в хозяйстве есть несколько комбайнов, тракторов и других машин этого известного производителя. Каждая из них уже прошла серьезную проверку в поле, опробована, так сказать, в деле. Надо признаться, не подвела нас эта техника ни разу, демонстрируя из сезона в сезон свою абсолютную незаменимость. Похвальных слов заслуживает трактор Ростсельмаш 2375, мощность двигателя которого составляет 380 л.с. Этой мощности более чем достаточно для работы с современными высокопроизводительными широкозахватными орудиями. Он способен потянуть 9- и 11-корпусный плуг, 21-метровую пружинную и 11-метровую дисковую борону, 13-метровый посевной комплекс, 14-метровый культиватор! Топливный бак объемом более 900 л позволяет работать долго без остановки, да и заявленная расчетная производительность впечатляет — до 380 га в сутки!

Всем известно — самые важные моменты в сельхозтехнике — это надежность, экономичность и простота в обслуживании. Вот на этих трех китах и держится трактор Ростсельмаш 2375. Я думаю, он никогда не останется без дела! А еще у этой агромашины — большая роскошная кабина, комфортные условия внутри. Такое внимание к людям труда заслуживает особой признательности и благодарности. Инженеры и специалисты Ростсельмаш позаботились о нас, спасибо им!

Своим мнением о работе техники Ростсельмаш поделился также директор ООО «Максы» Сараевского района Сергей Петрович Серегин:

— Наше предприятие владеет достаточно большим количеством земли, для обработки которой требуется надежная сельскохозяйственная техника. Мы отдаем свое предпочтение агромашинам Ростсельмаш, в частности тракторам модели Ростсельмаш 2375. Впервые они появились в нашем хозяйстве еще в 2006 году, показав себя с самой лучшей стороны. Сегодня уже семь тракторов данной модели находятся в составе машинно-тракторного парка ООО «Максы». Мы используем их для проведения различного вида работ: предпосевной обработки почвы, дискования, боронования и сева. Одно из основных достоинств модели — мощный, выносливый двигатель, который выдерживает интенсивное использование в условиях нашего непростого агрофона. Важно также и то, что серьезных поломок с Ростсельмаш 2375 не было ни разу. Сегодня мы уже настолько изучили эту технику, что в случае мелкого ремонта даже не обращаемся в специализированный сервис. При этом обслуживание трактора простое и очень удобное. Одним словом, все продумано, поэтому на эту технику смело можно делать ставку!